Меню
16+

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «Даниловские вести»

21.05.2020 08:22 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Всё, чего не расскажешь словами, фотографии скажут про нас

Источник: Даниловские вести

Раскрываю альбом с потерявшими цвет фотографиями,

И глядят, и глядят со страниц на меня биографии.

Сколько судеб за этими старыми желтыми снимками…

Ю. Верижников

На одном из мероприятий в школе я услышала слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них.., значит, он не любит их". Я задумалась. От этих слов мне стало как-то не по себе. Может, правда? Вспомнила о старых фотографиях, пожелтевших от времени. Их у нас в альбоме немного. О людях, запечатленных на них, знаю очень мало. Захотелось узнать больше. Раскрыла семейный альбом, нашла фотографии довоенные, военных лет, посмотрела на них повнимательнее. И не такие уже старые эти фотографии. У каждой своя история, своя судьба… А люди на них!

Вот фотография 1937 года…. На ней два человека: мужчина и женщина — муж и жена. Это мои прапрабабушка, Матрена Федоровна, и прапрадедушка, Федор Иванович Озерины. Фотография старая, довоенная, но от нее даже по прошествии стольких лет веет любовью. Но любовь эта не кричащая, не напоказ, она во взгляде, в заботе,в доверии, в том, как они держатся за руки, как она положила ему руку на плечо. И бабушка рядом (плечом к плечу всю жизнь!), а дедушка — ее опора в жизни, защита (прижалась к нему!)

Они одеты совсем по-простому: он — в чёрных брюках, холщовой белой рубахе и галстуке, на голове — фуражка, оставшаяся после службы в армии, а она — в цветной ситцевой блузке и белой юбке. А фотографии тогда были постановочные — к процессу съемки готовились заранее, надевали все самое лучшее, что было (а было немного!) По натруженным рукам и внешнему виду можно понять, что эти люди — крестьяне. Заинтересовавшись их судьбой, я расспросила дочь Федора Ивановича, Марию — мою прабабушку.

Матрена Федоровна Озерина, в девичестве Мордвинцева, родилась в х. Заплавка Комсомольского района. Окончила два класса Заплавской школы, после работала в колхозе разнорабочей. В своем же селе встретила свою первую любовь — Спирина Александра Борисовича. В браке в 1934 году родилась дочь — Мария. Но счастье продлилось недолго. Муж тяжело заболел туберкулезом и в скором времени умер. Бабушка осталась одна с трехмесячной дочкой на руках. Чтобы прокормиться, ей необходимо было работать; это было самое трудное время для Матрёны Федоровны. В 1937 году бабушка выходит замуж за Федора Ивановича Озерина.

Федор Иванович родился 16 февраля 1911 года в х. Заплавка в бедной крестьянской семье. Мать и отец рано ушли из жизни. Их дети — Иван, Никифор, Федор и Мария — воспитывались у родственников. Детство было трудное: Федору пришлось батрачить у священника, поэтому и учиться не смог — окончил всего один класс Заплавской сельской школы.

В новой семье в 1938 году у них с Матреной родился сын Николай. Федор Иванович работал на колхозных полях трактористом, пахал, сеял, убирал хлеб; был хорошим семьянином, заботливым отцом: сына воспитывал настоящим мужчиной, любил, как родную, дочь Марию. С женой они жили душа в душу.

А вот еще одна фотография… На ней изображен пра-прадед Федор Иванович Озерин после войны. Передо мной уже пожилой человек. Глубокой мудростью светится каждая морщинка его сурового лица. Вся грудь в орденах и медалях. Я знаю, что все эти награды за подвиги и тяжелую работу во время войны. В июне 1941 года Ф.И. Озерин был призван в армию и направлен в Сталинградское танковое училище. Обучение проходило в 21-ом танковом батальоне. По окончании курса обучения Федор Иванович стал механиком-водителем знаменитого Т-34. До мая 1942 года испытывал танки на Сталинградском заводе, а потом был направлен в действующую армию.

Дедушка воевал на юге Сталинградского фронта. Холодным хмурым утром 20 ноября 1942 года приволжскую степь разбудил артиллерийский гром неслыханной силы. Он не утихал два часа. Это Сталинград перешел в наступление. Танковая лавина пошла вперед, сметая на пути все живое. Танкисты спешили как можно быстрее пробиться сквозь рубежи противника. Опытные водители быстроходных "тридцатьчетверок" искусно проводили машины по любой местности, стараясь избежать заминок и даже минутных остановок. Кольцо было замкнуто морозным днем 23 ноября 1942 года.

Федор Иванович даже спустя годы не мог забыть ту заснеженную неуютную степь и пронзительный холод в "бронированной коробке". Но когда начинался бой, о стуже забывали. А бои были нешуточные: через железнодорожную станцию Котельниково направлялись в Сталинград мощные моторизованные соединения немцев: техника, боеприпасы, люди. Канал этот надо было во что бы то ни стало перерезать! И поэтому сюда бросили танковую бригаду, которая с ходу атаковала фашистский эшелон с бронетехникой, а потом вступила в бой с автоколоннами. Где гусеницами, где снарядами, а где и пулеметными очередями было уничтожено более десятка грузовиков, раздавлено противотанковое орудие. Вражеский снаряд разбил и зажег двигатель "озеринской тридцатьчетверки". Огонь потушили. Экипаж не пострадал. А танк восстановили.

В то время, когда муж защищал родные места, его жена рыла окопы вдоль реки Медведицы. А дома ждали маленькие дети… Все мысли Матрены Федоровны были о них, о муже, о Родине. Несладко приходилось всем. Но прадед знал, что дома его ждут… "Жди меня, и я вернусь", — эти строчки, написанные Константином Симоновым своей жене, повторял как клятву, как заклинание каждый солдат.

После боев под Сталинградом — новое переформирование. Отстоял родные сердцу места и снова в бой на своем танке — на 4-ый Украинский. "Тридцатьчетверка" в самом пекле боев на различных участках фронта: Донбасс, Севастополь, Мелитополь. Пройдя на военных дорогах науку ненависти, танкисты в дерзких бросках буквально все сокрушали на своем пути. Федор Иванович видел слезы и горе советских людей, у которых немцы отняли кров и мирную жизнь.

Весной 1943 года освобождали Крым. Перед советскими войсками были серьезные преграды, но за ними лежали плодородные крымские земли, сказочный южный берег с необозримыми садами и виноградниками. Из воспоминаний Ф.И. Озерина: "…На этой плененной земле изнывали советские люди, и когда командир Молоков спросил у меня: "Пройдем?", я твердо ответил: "Надо пройти. Ради наших детей, внуков и правнуков…"

В боях за Крым танк, ведомый Озериным, раздавил своими гусеницами 24 миномета, 57 пулеметов, 8 огневых точек, 4 дзота, фашистский танк и 210 немецких солдат и офицеров. Жестокие бои были и за высоту Саур-Могила и Перекоп" .

Я все время думаю о том, каким же надо быть бесстрашным и сильным человеком, чтобы так отважно биться с сильнейшим врагом! Откуда у людей находились силы для борьбы?! Но нетрудно понять, что каждый, в том числе и мой прадедушка, боролся за свою семью, за Родину, свободу. Вклад каждого человека имел свою цену, где бы тот ни трудился — на фронте или в тылу.

За храбрость и мужество, проявленные в боях, Федору Ивановичу Озерину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда", также он награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-ой степени, медалями "За оборону Сталинграда" и "За отвагу".

В 1944 году его боевой путь закончился из-за тяжелой контузии после очередного ранения. Вернувшись на родину, где ждала его семья — жена Матрена и дети, а также родные и близкие — он продолжал одерживать трудовые победы, работая механизатором, принимая активное участие в битве за урожай.

По воле судьбы пришлось переехать из родной деревни в хутор Заполянский, где прадедушка прожил до конца своих дней. В послевоенные годы он работал лесничим, завхозом в Комсомольском лесхозе. Его отличала необычная скромность, доброжелательность и порядочность. Он никогда не просил чего-то лично для себя, а старался помочь соседям или друзьям. Дедушка был активным человеком, любил природу, собирал ягоды, грибы, а вечером приходил в сельский клуб на репетицию народного хора. Всегда находил время поиграть с соседскими ребятишками.

Со временем семья пра-прадеда и прапрабабушки начала пополняться. Дочь вышла замуж, сын женился; появилось шестеро внуков, которых он очень любил и лелеял.

15 января 1983 года прадедушки не стало. Провожали его с военными почестями, курсанты Камышинского училища отдавали последний салют в честь солдата-героя, солдата-победителя. Федор Иванович был похоронен в хуторе Заполянский на сельском кладбище. Бабушка, Матрена Федоровна, очень переживала и, потеряв своего любимого мужа, умерла спустя 10 лет. Была похоронена рядом со своим супругом.

В канун 70-летия Победы на здании школы в станице Сергиевской была открыта памятная доска Федору Ивановичу Озерину, а в родном хуторе ему поставлен памятник. Я часто бываю в Волгограде и прихожу к стеле на Центральной набережной, где выбито имя моего прадеда, а еще я мечтаю побывать в Зале Славы на Поклонной горе, где также увековечено его имя — Героя Советского Союза.

Есть жизни людей, выделяющиеся особой чистотой, нравственностью и героизмом. Такую жизнь, наверное, прожили все, кто прошел или пережил войну. Они умели воевать, трудиться, отдавать, жертвовать, любить и ненавидеть. Так прожили Матрена Федоровна и Федор Иванович Озерины. И от этого, вот честно, — гордость, теплота... И еще чувство, что не имею я права подвести, жить как попало... А эти пожелтевшие фотографии в альбоме и награды прадедушки — наша Память. И мы обязаны знать, ценить, помнить, передавать детям...

Анастасия СМОЛИНА,

ученица 10 класса

Даниловской СШ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

14