Меню
16+

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «Даниловские вести»

30.01.2020 12:39 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ

16 января прошел муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений "Без срока давности", приуроченного к проведению в Российской Федерации в 2020 году Года памяти и славы.

В своих сочинениях участники Конкурса рассматривали следующие вопросы, связанные с сохранением и увековечением памяти о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов:

отражение событий Великой Отечественной войны в истории субъекта, города или населенного пункта;

история создания мемориала или музея Великой Отечественной войны;

Великая Отечественная война в истории семьи участника Конкурса;

биография участников боевых действий Великой Отечественной войны или работников тыла в годы Великой Отечественной войны;

творчество писателей-фронтовиков Великой Отечественной войны и поэтов-фронтовиков Великой Отечественной войны;

музыкальные произведения, книги, документальные и художественные фильмы, созданные в годы Великой Отечественной войны или посвященные Великой Отечественной войне;

деятельность поисковых отрядов и волонтерских организаций и участие молодежи в мероприятиях по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне.

Тему конкурсного сочинения и выбор жанра участник формулировал самостоятельно.

По итогам муниципального конкурса победителями стали ученики Островской школы.

письмо

на фронт

Посвящается моему прадедушке

Клеймёнову

Илье Семёновичу.

Привет, дорогой папочка! Давно не было от тебя весточки. Мы очень переживали. Мама по ночам тихонько плакала, чтобы мы с Маринкой не слышали. Пыталась даже шутить, но у неё плохо получалось скрыть тревогу. Вообще маму мы видим редко, потому что она вместе с другими женщинами занята на строительстве дороги Камышин-Сталинград.

Осень в этом (тысяча девятьсот сорок втором) году выдалась тревожная. Фашисты приближаются к Сталинграду. В Островской остались только дети и старики. В округе семидесяти-ста километров от станицы взрываются бомбы, но уборка у нас в самом разгаре. Все знают, что это очень важно. Ведь фронту нужен хлеб. Папа, ты извини, что пишу тебе редко. Сначала мы всем классом резали, сушили табак, готовили махорку для солдат, так как все являемся членами ученической производственной бригады. А потом нам с Вовкой доверили трактор, ведь мы уже взрослые: нам исполнилось по 12 лет.

Первый раз трактор заводить нам помогал бригадир. А потом сами стали пробовать. Скажу тебе по секрету, что сначала мне было страшно. Мы долго возились возле трактора, пытались по очереди завести его, но не могли этого сделать — била отдача. Боли мы не чувствовали, было лишь досадно, что не оправдаем доверие бригадира. Потом приноровились. Знаешь, папа, всегда в трудную минуту думаю о тебе, ведь на фронте тяжелее будет.

Бывает, работаем не только днём, но и ночью при луне с ножами, мешками, обламываем подсолнухи.Тогда Маринка остается на хозяйстве. Знаешь, какая она стала рукодельница! А иногда и в две смены приходится работать, но ты не подумай, я не жалуюсь. Нужно быстрее закончить с уборкой.

В прошлом письме, папа, ты беспокоился, что я заброшу учебу. Так ты не переживай.Учимся в перерывах между работами. А что чернил нет, так это не беда. Выход нашли. Изготавливаем их сами из сажи или с дуба шишечки срываем, сок в баночку выжимаем, ржавые гвозди туда опускаем — вот тебе и чернила . Пишем на старых книжках, газетах, ведь чистой бумаги нет. Ты можешь мною гордиться, ведь учусь я хорошо, стараюсь. А чтобы тебе лучше воевалось, мы тебе высылаем кисет с нашим табаком, варежки и носки, которые связала для тебя Маринка.

Дорогой папа, мне говорят, что я во многом похож на тебя, такой же упертый и твердый.Я очень этому рад. Ты верь, я тебя не подведу. Ты только, папа, крепись и держись! Бей фашистов! С нетерпением ждем от тебя ответа и скорейшего возвращения домой.

До свидания, папочка.

Твой сын Илья.

Дарья КАЛАКИНА,

ученица 7 класса

Островской СШ.

Путешествие

в прошлое

Город-герой Волгоград. Знаменитый Дом Павлова. Это здание является "живым" свидетелем Сталинградской битвы, одной из самых значимых в Великой Отечественной войне. Долго стою возле этого четырёхэтажного дома, всматриваюсь в мемориальную стену, читаю надпись: "В доме этом слились воедино подвиг ратный и трудовой" и представляю глазницы выбитых окон, разрушенные балконы, крышу и как будто вижу картины из прошлого и слышу голоса защитников Сталинграда…

Лето и осень 1942 года выдались на редкость жаркими. Пыль, копоть и вонь стояли на улицах Сталинграда. Да и улицами-то назвать было трудно всё, что осталось: обугленные постройки, развалины домов, поврежденные, без крыш и окон заводы. Несколько мощных фашистских бомбардировок и ежедневные атаки сделали своё дело.

На лицах солдат поселилась усталость, они, как близнецы-братья, были похожи друг на друга: ввалившиеся серые глаза, выгоревшие брови и ресницы, потрескавшиеся губы. Они сидели в разрушенном четырехэтажном доме у уцелевшей стены и набивали табаком самокрутки.

- Интересно, сколько времени на передых нам фриц дал? Успеем выкурить-то? — спросил молодой лейтенант, поставив ручной пулемёт к стене.

- Да Бог его знает. Если сам выдохся, значит, и мы отдохнём, — ответил невысокий мужчина лет тридцати.

- Слушай, Саня, ты за водой ходил. Какие там новости-то? — устало поинтересовался молоденький сержант.

- Да времени между атаками не больно много-то, — начал рассказывать паренек, вытирая со лба пот. — Но кое-что узнал. Скоро немцам конец.

Внимательно слушавшие его бойцы невесело усмехнулись.

- Да, да, не смейтесь, — горячился солдат. — Сюда приехала женщина-ученый Зинаида Ермольева. Она лекарство придумала, чтобы, значит, все советские солдаты здоровыми были, тогда мы враз немчуру одолеем.

- Да где же она тут живёт? Не то что улицы, дома целого не осталось? — недоверчиво спросил солдат, лежа на полу и задумчиво глядя в небо.

- В подвале где-то и опыты там же проводит. Говорят, уже прививки многим нашим сделали от холеры. Скоро и нам, наверное, — продолжил красноармеец.

-А ещё что слышно? — поинтересовался сержант.

- Да везде бои. У завода "Красный Октябрь" крепко нашим достается, а "Баррикады" отбили. Говорят, зенитчицы наши — настоящие герои. Немцы вышли на северную окраину Сталинграда, а там их встретили зенитные батареи. Управляли ими девушки. За несколько дней они подбили более восьмидесяти танков. Отличились также ребята восьмого мотоциклетного полка. Они напали на полевой аэродром немцев и уничтожили двадцать пять самолетов, взяли в плен более тысячи человек, уничтожили склады с боеприпасами, машины, танки. А ещё они освободили из плена наших солдат.

-Да, молодцы, что там говорить. Все, как могут, истребляют нечисть эту, — отозвался лейтенант, командир гарнизона.

- А правду говорят, что немцы нас боятся? — прищурившись, спросил Саня.

Повисла неловкая пауза, и сержант лет двадцати четырех произнес:

- А то, мы ж дома. Каждый клочок земли знаем, а они — нет. Вот и боятся. Особенно ночью. Ведь в каждом доме, каждом подвале наши ребята сидят и не дают фашистам расслабиться. Не ожидали они, похоже, такого приема, думали: город разрушим и дальше пойдем. А нет, не получилось, — сержант немного помолчал и продолжил:

- Нам бы курган отбить, а там полегче пойдет. Оттуда зона обстрела хорошая. Полгорода как на ладони. Уж тогда бы мы всыпали горячих.

- И погода на нашей стороне, — вступил в разговор небольшого роста солдат с кавказским акцентом. — Мы к жаре привычные, а фашисты — нет. Тут и мухи, и комары, и пекло вон какое, да и пить все время хочется. Эх, глупый все-таки народ. Историю надо знать. Французы тоже надеялись на легкую победу, да зубы-то и пообломали. А русская зима их добила. Да и как по-другому? Разве могли наши предки не встать на защиту Родины? Ведь еще в древности народ сказал: "Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет".

Закончить свою мысль солдат не успел. Свист пуль оглушительно пронесся по пустому зданию, звонко застрочил пулемёт. Бойцы заняли свои места, чтобы встретить неприятеля и не дать ему продвинуться дальше в город...

Дом Павлова. Я представляю его защитников. Это обычные ребята, бывшие рабочие, комбайнеры, горячо и преданно любящие свою Родину и готовые отдать за неё свои жизни.

Во всем оказались они правы, только во времени ошиблись. За жарким летом пришла сырая промозглая осень, а потом наступила не менее лютая зима, и только тогда, набравшись сил и вымотав противника, Советская Армия дала отпор фашистской Германии и погнала эту нечисть с русской земли. А в память об этой героической битве был создан мемориальный комплекс "Мамаев Курган" — священное место памяти и скорби, где на самом высоком месте стоит Родина-мать с поднятым в руке мечом и как будто говорит: "Смотри, враг, и помни: кто к нам с мечом придет, от нашего не спасется".

Виктория Калакина,

ученица 10 класса

Островской СШ.

Есть женщины в русских

селеньях

Возле правления колхоза было много народа, несмотря на раннее утро. Стеша без интереса посмотрела на собравшихся и заглушила трактор. Махнув головой односельчанам, женщина вошла в контору.

Председатель что-то сосредоточенно писал, коротко бросив:

- Закончила?

- Да, — ответила Стеша.

- Иди отдыхай, — махнул он рукой.

Уже выходя из комнаты, уставшая женщина увидела ребятишек, смирно сидевших на стульях. "Новеньких в детдом привезли", — подумала она. На вид им было лет восемь-десять, но один выделялся из группы. Он сидел отдельно от других и что-то сосредоточенно рассматривал на полу. Мальчику было не более трех-четырех лет. "Пропадет, — пронеслась в голове мысль, когда Стеша выходила из правления. — В детдом принимают с пяти лет, а этот мал совсем".

И в самом деле, в Ореховский детский дом, открытый в 1943 году, принимали ребятишек, найденных в подвалах, разрушенных домах Сталинграда и области. Они здесь жили, учились, помогали убирать урожай на полях, — словом, были как родные, и каждый, чем мог, помогал этим несчастным, потерявшим семьи, обездоленным детям.

Степанида ещё издали услышала звонкие голоса своих детей. Ребятишки что-то радостно обсуждали. Увидев мать, они замолчали, а Нюра сообщила, что сегодня у них праздничный обед. Петя с Таисой поймали ежа, и скоро будет готово мясо. А ещё они смешали остатки муки с дроблеными желудями и собираются печь лепёшки.

-Ты, мамка, поспи, а я с тобой полежу, пока Нюра кушать готовит, — предложил младший сынок Шурик.

Уже в полудреме Стеша подумала, что писем давно не было от Жени, старшей дочери, которая ушла добровольцем на фронт и воюет где-то в болотах Белоруссии в зенитной батарее. Мысли о муже Прокофии женщина гнала от себя, боясь накликать беду: вестей о нем не было уже четыре месяца.

Вечером уже в поле Степанида вдруг вспомнила маленького мальчика, которого видела в конторе. "Пропадёт, — снова пронеслась мысль. — Маленький совсем, как мой Шурик. Дождусь от мужа письма и напишу, что возьму мальчонку к себе. Пусть в семье живет, с нами". Женщина с тоской смотрела вперед, вспоминая своего Прокофия, довоенную жизнь в счастливой многодетной семье и его последнее письмо, которое она выучила наизусть, читая украдкой от детей.

"Дорогая Стеша, — писал муж. — Получил твое письмо и очень обрадовался, что вы все живы — здоровы. Представляю, как тебе тяжело одной с детьми, да ещё работа в поле. Потерпи, родная, скоро война закончится, и мужики домой вернутся. Тогда и вы отдохнете. Ты пишешь, что ваша производственная бригада выращивает табак и отправляет его в кисетах на фронт. Это хорошо, может, и мне посчастливится такой подарок из дома получить. Милая, ты беспокоишься за меня, спрашиваешь, как я здесь. Не переживай. Всё хорошо. Мы сыты, одеты, обуты, потихоньку воюем. Поговаривают, что скоро война кончится. Везде наши войска теснят фашистов и не дают им продвинуться дальше. Так что, Бог даст, скоро свидимся. Береги детей. Твой Прокофий".

Наутро Степанида спросила у председателя:

- А мальчишка маленький где? Приняли его в детдом?

- Представляешь, Стеша, как повезло мальцу-то! — радостно сообщил он. — Из Каменного здесь семья была. Так они его взяли к себе. У них своих двое чуть постарше. Говорят, Бог любит троицу. У них и корова есть. Не пропадут. Мужика с войны комиссовали по ранению. Словом, повезло Прошке.

- Ну и хорошо, а то я думала к себе взять, — ответила, помолчав, женщина.

- Да ты что! Своих четверо на руках, куда ещё-то!

- Не пропали бы, — устало отмахнулась Стеша.

- А муж вернется, что скажет? — не мог успокоиться председатель.

- Он у меня хороший. Поймет, — ответила, выходя, Степанида.

Но Прокофий не вернулся. Через несколько месяцев пришло официальное письмо. "Уважаемая Степанида Александровна, ваш муж Пономарев Прокофий Платонович пропал без вести".

Закончилась война, радостно встретили повзрослевшую Женю. Стеша всё еще надеялась, что муж откроет дверь, войдет и скажет: "Вот я и дома. Здравствуй, жена". Всю жизнь до глубокой старости ждала верная Степанида своего Прокофия, и лишь недавно мы на сайте "Мемориал" нашли информацию о том, где и когда погиб мой героический прадед.

Алена Пахомова,

ученица 11 класса

Островской СШ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

22