Меню
16+

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «Даниловские вести»

18.08.2020 13:37 Вторник
Категория:

Волгоградцам рассказали, как грамотно подготовить ребенка к учебе

Автор: Марина Романова.

Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив и из архива Елены Кранцовой.

В редакцию «Волгоградской правды.ру» обратилась мама будущего первоклассника, которая переживает, что не успевает подготовить ребенка к школе и боится сделать что-то не так, особенно сейчас, когда до сих пор неясно пойдут ли дети в образовательное учреждение 1 сентября или останутся дома на дистанционном обучении.

«Не ребенок, а ученик!»

Успокоить маму и поддержать ее мы попросили психолога Елену Кранцову, которая уверена, что самое главное, что должны делать родители накануне школьных занятий, – быть спокойными и объяснять ребенку, что такое школа, что дети туда идут для того, чтобы учиться, и это интересно и здорово.

– Какое основное правило должны соблюдать родители при подготовке ребенка к школе?

– Если ребенок наигрался, то он уже готов стать старше, перейти к новой деятельности, поднять свой социальный статус, ведь теперь он не ребенок, он ученик. Им движет интерес, его личный, из его внутреннего развития. И этот интерес к изучению нового нужно поддерживать. Но очень часто родители из-за своей тревоги не дают этому созреть. Начинают преждевременное обучение в разных развивающих центрах, коих у нас предостаточно. И к началу школьного обучения ребенок уже не любит учиться, он не наигрался. Или дети, видя тревогу родителей, тоже начинают воспринимать школу как нечто страшное.

– Если ребенку на 1 сентября 6,5 лет, как понять, его лучше отдать в первый класс сейчас или через год, когда ему будет 7,5 лет?

– К этому вопросу необходимо подходить индивидуально. Основной психологический критерий готовности ребенка к обучению в школе – произвольность поведения, умение подчинить свою деятельность правилу. Именно это определяет успешность обучения в школе. Ребенок должен приходить в назначенное время, по звонку он садится за парту и выполняет задания учителя, нельзя вставать, разговаривать, а если что-то хочет сказать, то только с разрешения учителя, предварительно подняв руку. Если учитель сказал взять синий карандаш, то ребенок должен взять именно синий карандаш и написать столько палочек, сколько скажет учитель.

Взрослым это кажется естественным и простым, но это результат созревания определенных структур мозга, которое происходит на протяжении всего детства и окончательно должно сформироваться к семи годам. Именно поэтому провалилось массовое обучение детей с шести лет в 80–90 годы. Но у некоторых детей произвольность поведения формируется раньше, и к 6,5 годам они могут обучаться в школе. Чтобы определить готов ли шестилетка к обучению, лучше обратиться к психологу или педагогу начальной школы. Самостоятельно родители могут дать такие задания ребенку:

– показать ребенку графический рисунок и попросить нарисовать точно такой же, без дополнительных объяснений. Чем больше рисунки будут похожи, тем выше умение ребенка действовать по образцу;

– написать так называемый «графический диктант». Это покажет, насколько ребенок умеет слышать взрослого и действовать по правилу.

Нужна ли продленка?

– Как сформировать у ребенка правильное отношение к школе, одноклассникам, авторитету учителя?

– Наверное, здесь будут общечеловеческие правила доброжелательного отношения к людям, к тем, кто старше, к своей деятельности. И очень важен пример родителей. Если они будут с уважением относиться к учителю, одноклассникам, другим родителям, к школе, то и ребенок будет так же себя вести.

– Елена, подскажите, нужно ли отдавать первоклашку в продленку? Какой режим дня оптимален для первоклашки?

– Сама по себе продленка не представляет какой-либо угрозы для здоровья и психики ребенка. Здесь, скорее всего, роль играет некое общественное предубеждение. Ребенок может дополнительно позаниматься с учителем, пообщаться с друзьями, очень часто школа предоставляет дополнительные кружки в это время. А у работающих родителей просто нет альтернативы. Конечно, важно помнить, что ребенок, пробыв целый день в школе, устает, и ему нужен отдых. Но бывают дети домашние или со слабой нервной системой, которые быстро переутомляются. Таким детям продленка противопоказана и может привести к психическому истощению.

– Ситуация с традиционным первым сентября остается под вопросом. На что стоит обратить внимание родителям в первую очередь, если в первый класс ребенок пойдет дистанционно? Какие правила нужно соблюсти, чтобы потом переход к обычному школьному формату не был стрессовым и адаптация к школьной жизни прошла спокойно?

– Важно объяснить ребенку сложившуюся ситуацию. Рассказать подробно, как это должно было быть и почему и как это будет сейчас. Так же перед выходом в школу еще раз объяснить ребенку, что теперь он пойдет в здание школы, там его класс, одноклассники, что ему нужно будет сидеть за партой, слушать учителя и т. д. Вызывает тревогу неопределенность, а когда ребенок четко знает, что будет и как, он становится уверенным и легко адаптируется.

– Как с первых дней привить ребенку самостоятельность в сборах в школу и при выполнении домашних заданий.

– Конечно, первоклашке трудно собраться в школу самостоятельно, да и выполнять домашние задания тоже. Важно, особенно в первое время, делать это вместе. И показать, как правильно это делать, дать алгоритм действий. Примерно так:

«Давай посмотрим дневник, первый урок математика. Что нужно? Кладем учебник, тетрадь, линейку».

И так далее по всем предметам. Через некоторое время ребенок сможет делать это самостоятельно.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

2