Меню
16+

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «Даниловские вести»

27.02.2020 08:23 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

МАКАРЕНКО ЖИВЕТ СЕГОДНЯ С НАМИ

Источник: Даниловские вести

К 70-летию присвоения школе имени А.С. Макаренко

ОНИ СТОЯЛИ У ИСТОКОВ

Идеи А.С.Макаренко о детском коллективе, самоуправлении, роли игры, красочности, эмоциональности в воспитании получили воплощение в Даниловской школе. Трудное послевоенное время требовало изменений в работе школы. Многие семьи потеряли на войне отцов, братьев, в них царили печаль, растерянность перед жизнью.

Школа поставила перед собой задачу — вселить в детей уверенность, развить способности, помочь каждому своему ученику. Без единомышленников, сплоченности, милосердия и романтики в педагогическом коллективе эта трудная задача не была бы решена. С энтузиазмом, задором учителя работали на уроках, пришкольном участке, создавали школьный театр, детские хоры, оркестр, развивали спортивное движение. И.И.Кирсанов, Н.А.Блинова, В.П.Семигорелова, Т.П.Колесникова, В.П.Дробинин, А.Д.Калюжина, Р.П.Стороженко, Е.Г.Шинкаренко, И.Ф. Голенева, А.Ф.Сурикова, С.Ф.Зенкин, Е.В. Орлова, Е.В.Терновая, В.Я.Фоменко, А.Ф.Зенкина, М.И.Ротенко, И.Ф. Царькова, В.Б.Агеева и другие стояли у истоков макаренковских традиций, искали пути использования учения выдающегося педагога в сельской школе.

Учительский коллектив тех далеких лет активно участвовал в общественной жизни поселка, пропагандировал знания, выступал с лекциями среди рабочих и колхозников, принимал участие в художественной самодеятельности. В памяти поколений школы имени А.С.Макаренко они навсегда остались ПЕРВЫМИ.

КАК СТАТЬ

МАКАРЕНКОВЦЕМ

Имя А.С.Макаренко носят улицы, секции педагогических обществ, школы, библиотеки, педагогические училища и институты не только в нашей стране, но и в странах СНГ, в Болгарии, Германии, на Кубе. Его именем назван теплоход, который является гостем портов всех континентов. В 1964году учреждена медаль А.С.Макаренко, которой награждают учителей, воспитателей, писателей.

В 70-х годах в школе появилась традиция на торжественной линейке в марте посвящать в макаренковцы самых лучших учащихся выпускных классов, активистов, спортсменов, оставляющих в школе яркий след. Их кандидатуры обсуждались на классных собраниях, на педагогическом совете. Каждому учащемуся, удостоенному почетного звания "макаренковец", торжественно вручалось напутствие школы. Затем в почетные макаренковцы стали посвящать лучших педагогов школы. Появились ритуалы вручения напутствий, почетный караул у знамени школы, участие в макаренковской олимпиаде.

Проходят годы, но посвящение в почетные макаренковцы остается таким же волнующим событием для выпускников и педагогов, как и много лет назад.

ПЕДАГОГ, ПИСАТЕЛЬ,

ЧЕЛОВЕК

Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 года в г. Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В начале 1901 года семья Макаренко переехала в Крюков, в то время крупный рабочий поселок.

В том же году Антон поступил в Кременчугское городское четырехклассное училище, где отличался своими способностями, особенно увлекался литературой. В 1904г. Макаренко с отличием закончил училище и поступил на одногодичные педагогические курсы при этом же училище. 1 сентября 1905 года он начал свою педагогическую деятельность в Крюковском двухклассном железнодорожном училище, проявив себя способным учителем. Он учил детей самостоятельно мыслить, воспитывал любовь к книгам, организовывал литературные вечера, кружки, много работал с родителями. В 1914 году он поступил в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 году с золотой медалью. В 1919 году Макаренко переехал в Полтаву, где в августе 1920 года был назначен директором 10-й трудовой школы.

Осенью 1920 года Макаренко возглавил колонию несовершеннолетних правонарушителей, которая находилась вблизи Полтавы. Решая задачу создания из воспитанников крепкого коллектива, он пришел к выводу, что его можно создать лишь на основе общественно полезного труда, в процессе которого должны быть сформированы новые общественные отношения. Под руководством А.С. Макаренко колония добилась значительных успехов в хозяйственной деятельности, в учебе, в воспитании коллектива колонии.

В 1926 году Макаренко перевез свою колонию в Кудряжскую колонию под Харьковом. В 1928 году колонию посетил А.М.Горький, который высоко оценивал деятельность Макаренко. 8 лет неутомимого труда отдал Антон Семенович колонии имени Горького. В июне 1927года Макаренко участвовал в организации коммуны имени Дзержинского, а с сентября 1928 года полностью посвятил себя ей.

В начале 1937 года он переехал в Москву и всецело отдался литературной и общественно- политической деятельности. Его книги "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей" принесли ему широкую известность.

За выдающиеся заслуги в области литературы А.С. Макаренко 31 января 1939 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

4 апреля 1939 года Москва проводила в последний путь выдающегося педагога-новатора и писателя А.С. Макаренко. Но он принадлежит к тем людям, память о которых живет в веках.

ПРИСВОЕНИЕ ИМЕНИ

Многое пришлось пережить Даниловской школе. Реформа и преобразования, отказ от старого, поиск новых путей не обошли нашу школу.

1949 год. Директором школы был назначен И.И. Кирсанов. Фронтовик, награжденный боевыми орденами, прошедший всю войну, был переполнен мечтой изменить школьную жизнь. Хорошо знакомый с макаренковскими идеями, его книгами, статьями, Кирсанов решил претворить учение А.С. Макаренко в практику работы сельской школы. В педагогическом коллективе он нашел единомышленников, которые стремились постигать наследие великого педагога, проникаясь мыслью о том, что принципы и методы воспитательной системы А.С. Макаренко вполне приемлемы в общеобразовательной школе.

"1950 год. 12 февраля на педсовете и общешкольном митинге учащихся было принято решение обратиться в исполком райсовета с просьбой о ходатайстве перед исполкомом облсовета о присвоении школе имени А.С. Макаренко, выдающегося педагога. Просьба была удовлетворена" (из летописи школы).

"15 апреля 1950 года в школе состоялся вечер, посвященный присвоению школе имени выдающегося педагога А.С. Макаренко. Гостей, представителей общественных организаций, радостных учащихся встречали с вежливой предупредительностью дежурные из учащихся старших классов. На вечере И.И.Кирсанов зачитал решение о присвоении школе имени А.С. Макаренко. После приветствий и поздравлений был дан концерт художественной самодеятельности учащихся школы" (газета "Колхозное знамя" 20.04.1950 год).

РОЖДЕНИЕ

ТРАДИЦИЙ

" Согласно традициям колонии им. А.М. Горького, которой заведовал А.С. Макаренко, 17 сентября 1950 года впервые в истории школы был проведен Праздник урожая. Он проводился в районном доме культуры с участием общественности, родителей, передовиков сельского хозяйства. Этот праздник стал проводиться ежегодно. К нему организуется выставка экспонатов культур, выращиваемых юннатами на пришкольном участке, оформляется доска "Отличники труда", куда заносятся имена лучших учащихся, отличившихся на работе в летний период. Им вручаются почетные грамоты и премии (из летописи школы).

"В воскресенье в доме культуры проводился Праздник урожая. В нарядно убранном зале была оформлена выставка экспонатов, выращенных на пришкольном участке и Доска почета юннатов. Праздник открыл И.И. Кирсанов — директор школы. Учитель биологии Т.П. Колесникова сделала доклад о практической и исследовательской работе юннатов школы. Затем выступили лучшие мичуринцы школы. 35 лучших юннатов приказом директора были премированы отрезами на платья, альбомами, книгами, тетрадями, карандашами. Праздник закончился большим концертом" (газета "Колхозное знамя" 21.10.1950).

"День первой борозды проводится в школе с 1951г. 21 апреля и знаменует начало весенне-полевых работ на пришкольном участке и в подшефном колхозе. Следуя традициям А.С. Макаренко, весь коллектив учителей и учащихся выстраивается во дворе школы в колонну, которая направляется на пришкольный участок. Во главе колонны школьное знамя и трактор, управляемый учеником-трактористом. Ежегодно по традиции учащиеся 10-х классов вскапывают землю, а учащиеся 1-х классов сажают фруктовые деревья или цветы (из летописи школы).

Решение

Исполнительного комитета Сталинградского Областного Совета депутатов трудящихся

№ 11/605 от 16 марта 1950 года.

"О присвоении имени А.С. Макаренко Даниловской

средней школе"

/Внесено зав. облоно — тов. Поликаркиным/

Идя навстречу пожеланиям и ходатайству коллектива учителей и учащихся Даниловской средней школы о присвоении школе имени выдающегося советского педагога А.С. Макаренко, Исполком Облсовета решил: присвоить Даниловской средней школе имя выдающегося советского педагога А.С. Макаренко.

Председатель исполкома Облсовета Ларин

За секретаря исполкома Облсовета Руденко.

НОВОЕ ВРЕМЯ -

НОВЫЕ ТРАДИЦИИ

Шли годы. Учение А.С. Макаренко, его идеи все глубже проникали в жизнь школы. Новое время рождало новые формы работы с учащимися, новые виды деятельности в реализации практико- ориентированного образования. Но Даниловская школа хранила давние макаренковские традиции и создавала новые. В 70-е годы прошлого века рождается традиция посвящения в почетные макаренковцы учащихся и учителей, которую ввели в жизнь школы В.В. Карасев, Л.В. Анипкина, М.И. Фоменко, К.П. Иконникова.

В школе появляется музей-комната А.С. Макаренко, который был создан при активном участии Е.В. Терновой, М.И. Фоменко, А.П. Абашевой. Хранителями музея, яркими пропагандистами опыта А.С. Макаренко стали Е.В. Терновая, Л.Н. Русаева. Становится традиционной Макаренковская неделя, в программу которой входят макаренковские уроки, экскурсии в музей, родительское собрание, Литературная гостиная.

В 80-е годы в жизнь школы входят театральные встречи, дни творчества, конкурсы юных талантов "Шире круг", эстафеты, спортивные праздники, слеты туристов, организаторами, авторами и вдохновителями которых были Л.И. Ткаченко, Г.В.Стороженко (Носаева), Т.А. Попова, Н.А. Смолина.

В конце прошлого века возникают совместные спектакли учащихся и учителей, выставки "Мое увлечение", торжественное собрание отличников учебы, талантливых учащихся, лучших спортсменов школы. Опыт школы становится востребован не только в районе и области, но и в стране. Участие Е.В. Терновой, М.Ю. Беликовой в международных макаренковских форумах в Москве и Волгограде, посещение А.А. Пестровым московской школы, носящей имя А.С. Макаренко, проведение научно- практических семинаров совместно с ВГАПО вывело школу на новый уровень исследовательской работы. Об этом свидетельствуют школьные фестивали творческих проектов, успешное участие в фестивалях учебных проектов регионального и федерального уровней учителей и учащихся школы, старт которым дан руководителями школы С.А. Буртовой, А.А. Пестровым.

В каждом школьнике видеть человека, личность, индивидуальность — вот то главное, от чего, думается, зависит успех перестройки школы. И если учителя захотят и смогут освоить такой подход к детям, они найдут у А.С. Макаренко кладезь педагогических средств, помогающих в каждом ученике воспитать ответственную и активную личность, созидателя, творца, труженика.

Мобилизация духовных сил личности в трудовом усилии — это и есть та самая существенная сторона творчества, которая свойственна как физическому, так и умственному труду. В своем педагогическом опыте Антон Семенович старался создать такие условия, чтобы творчество каждого коммунара способствовало раскрытию и развитию его индивидуальных способностей, чтобы они могли быть практически опробованы в своем коллективе в атмосфере поддержки, признания, одобрения. И в коллективе он создавал такую атмосферу, в которой всякое творчество и проявление индивидуальных способностей и талантов рассматривалось как ценность, как возможность обогащения общей жизни.

Макаренко живет сегодня с нами — в реальных творениях своих педагогических рукописей, своего большого сердца. Живет в своих книгах.

А школа поет, школа рисует, школа ходит в походы, занимается научными исследованиями — все это рождает надежду, ожидание, предчувствие нового и удивительного! Это и есть радость — радость сегодняшняя, радость завтрашнего дня, что так ценил и лелеял в своей работе А.С. Макаренко.

Материал подготовлен инициативной группой

Даниловской СОШ

им. А. С. Макаренко.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

16