Особенная атмосфера ее уроков
К 100-летию со дня рождения Е. В. Терновой
Я родился в 1952г. в х. Филин и там же в 1963г. закончил начальную школу. Потом стал учиться в Даниловской средней школе им. А.С. Макаренко в 5 "А" кл., где классным руководителем была Е.В. Терновая.
Так сложилось, что в тот момент наш класс был одним из самых больших по количеству учеников, но тем не менее он впоследствии стал одним из самых дружных и сплоченных. И главная заслуга в этом, как я теперь убежден, была Елизаветы Васильевны. Конечно, все ее заслуги невозможно уложить в несколько строк воспоминаний…
Однажды на уроке литературы она сказала нам такую фразу: "Если бы А. Пушкин написал только одно стихотворение "Послание А.П. Керн", он уже бы стал знаменитым!" Вот и я думаю: одно только то, что Елизавета Васильевна в сельской местности получила звание "Заслуженный учитель", уже говорит о ней как о неординарной личности. Хотя на уроках, да и просто в жизни, она никогда не показывала своего превосходства ни над своими учениками, ни над другими преподавателями…
Для меня, попавшего из маленькой начальной школы сразу в атмосферу такого большого класса, было в общем многое необычно, но все же ее уроки запомнились какой-то особенной атмосферой, которую она любила создавать в классе.
С годами укреплялось понимание того, что Елизавета Васильевна всегда очень тщательно готовилась к своим урокам, начиная со своего безупречного внешнего вида до самой последней точки в теме, о чем она собиралась говорить по программе на уроке. И поначалу я невольно всегда сравнивал уроки своей первой учительницы Орловой Нины Никитичны, которая обучила в Филине не одно поколение сельских ребят, и уроки Елизаветы Васильевны.
Это уже потом в институте я узнал многие тонкости организации учебного процесса: и что урок неспроста длится 45 мин., и про кризис внимания…
А поначалу мне было просто удивительно, что в начальной школе Нина Никитична держала нас в абсолютной строгости: могла и голос повысить или выставить за дверь кого-нибудь из шалящих учеников, а у Елизаветы Васильевны уроки проходили в какой-то теплой, душевной атмосфере, при этом было совсем как-то неприлично шалить или заниматься другими, не относящимися к делу вещами. Немного позже, вспоминая эту атмосферу на ее уроках, я понял, насколько грамотно Елизавета Васильевна строила свои уроки, насколько тонко чувствовала она эти приближающиеся "кризисы внимания". И всегда очень непосредственно, и в то же время с пользой для урока она могла "встряхнуть" нас, вдруг неожиданно задав какой-нибудь интересный вопрос, например: "А вы знаете, что есть такое прилагательное, в конце которого сразу три буквы "е"? И мы усердно принимались шевелить шариками своего серого вещества. Или вдруг скажет: "А вот у меня был ученик, который однажды рассказывал, как он в поле встретил зайца: "А заяц, когда увидел меня, то как побёг, побёг… по рже, по рже…" И загадочно поглядывала на нас, оценивая нашу реакцию, а потом просила кого-нибудь объяснить допущенные мальчиком ошибки.
А кроме уроков, она всегда была в курсе нашего досуга, принимая участие и организовывая непосредственно большинство культурных и спортивных мероприятий. А уже в 8 кл. мы первыми в школе под ее руководством стали проводить музыкальные вечера с танцами. Это были прообразы будущих дискотек!
После 8 кл. некоторых наших хуторских ребят, которые, как и я, жили в интернате, за какие-то провинности отказались принимать на следующий год. Меня оставляли, поскольку я учился хорошо и мне очень не хотелось расставаться ни с классом, ни со школой, ни с Елизаветой Васильевной, но я уже понимал, что доставлять хуторских детей в 2 интерната ( в Даниловке и Островской) будет проблематично, т.к. и из одного мы частенько добирались на выходные пешком. Поэтому в старших классах я уже учился в Островской.
Получал образование я в Саратовском политехническом институте на факультете электронной техники и приборостроения, а по окончании по распределению уехал на Камчатку. Работал в радиотелецентре. Основная работа была связана с техническим сопровождением в филиале ВГТРК. Был членом Совета Федерации профсоюзов Камчатки, членом Президиума и заместителем председателя крайкома профсоюза работников культуры.
Когда появились соцсети, многие из наших одноклассников также появились там. Мы общаемся, делимся новостями и событиями из нашей жизни. Мария Кошелева (Дорофеева), Александр Кириченко, Ольга Курманчук (Лебедева), Вера Андрющенко (Шаровара), Александра Шинкаренко, Татьяна Романовская (Лещенко), Николай Драбинин, Людмила Сучкова (Котова) всегда с теплотой вспоминают Е.В. Терновую, потому что она действительно была "классным" классным!
А.Ф. СОРОКИН.
г. Петропавловск-Камчатский.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.